"Статья: Наука и Искусство. Павел Ляхов"
Official site art-studio of Lyakhov Pavel :: Официальный сайт  художника Павла Ляхова
Official site art-studio of Lyakhov Pavel :: Официальный сайт  художника Павла Ляхова
К Н И Г И / С Т А Т Ь И

Страницы: ...1

 



Наука и искусство


Московская академия тонкой химической технологии имени М. В. Ломоносова. Кафедра Основного Органического Синтеза
НАУКА и ИСКУССТВО

Павел ЛЯхов- Наука и Искусство

Студент : Павел Николаевич Ляхов

Преподаватель: Леонид Антонович Серафимов

Москва 2003

Наука, лишённая духовного начала мертва;
религия, лишенная знания не истинна.
Лотар Шеффер



Введение

Выставка в фонде Шемякина

Леонардо да Винчи. Летательная машина
с управляющим ею человеком, 1488.

Наука и искусство это, пожалуй, основные виды умственной деятельности человека разумного. Данная работа, дорогой читатель, являет своей целью развеять предрассудки о том, что научная деятельность лишена такого понятия как красота и духовность, а искусство лишено черт, свойственных точным наукам. В этой работе речь пойдёт не о расчленении этих двух родов деятельности человека, а скорее о их взаимосвязи. Наука тоже является искусством, и как у каждого вида искусства у неё есть свои законы и тайны.

В науке, как и в искусстве, большую роль играет вдохновение и окружающая среда. Многие научные открытия являются человеку «с потолка», другие получаются с большим трудом, но если нет вдохновения и желания, то Господь Бог никогда не поделится с вами своими тайнами. Научное мировоззрение отличается тем, что научный взгляд на мир более конкретен, с другой стороны рассмотрение мира с точки зрения художника более общее. Если говорить о взаимосвязи науки и искусства, то можно сказать что художественные деятели (поэты, писатели, художники, кинорежиссёры и др.) рассматривают мир в целом опираясь на чувства и душевные переживания. Они придумывают миры различные технические механизмы модели поведения тех или иных объектов, не вдаваясь в подробности их функционирования. Учёные часто притворяют эти объекты в жизнь, черпают идеи из плодов, получаемых в сфере искусства, и пользуясь необходимыми знаниями делают открытия. Можно привести примеры в качестве комментариев к вышесказанному: творения таких авторов как Жюль Верн, Станислав Лем, Леонардо да Винчи; некоторые их творения обрели материальную форму, такие как батискафы, подводные, лодки, танки, космические корабли и многое другое.

Некоторые творения художников показывают возможные нежелательные повороты развития науки: попробуйте представить себе, что произойдет если также будут материализоваться творения Ганса Руди Гигера. Такие примеры дают нам возможность подумать о том, что следует ли заниматься той или иной разработкой, не оценив последствий, которые она может принести, если речь идёт о нравственности. Как показывает исторический опыт, подобные творения все же найдут возможность быть реализованными, когда это произойдет - это вопрос времени…

Выставка в фонде Шемякина

Walpurgis (first album cover ever designed by H.R.Gigier.)
back and front cover 1969



В наше время наука находится на таком уровне, когда то, что было вчера фантастикой, уже стало, или может стать реальностью.

В этой работе я буду приводить примеры современного искусства XX-XI века и произведения искусства прошлых лет, которые повлияли на мировую науку, или сами рождались под влиянием различных научных достижений и связанных с ними представлениями об окружающем мире. Так же я уделю внимание теме использования научных достижений и технологий в различных областях современного искусства – этот вопрос особенно актуален в наши дни, когда всё шире внедряются новые технологии и используются новые материалы.

Итак, любезный читатель, позволю себе в общих чертах изложить план дальнейшего повествования:
В первой части речь будет идти о гармонии.
Во второй части будет повествоваться о взаимосвязи научного мира и мира искусства.
В третьей будет рассказано о применении новых технологий в искусстве.




Гармония

Гармония является признаком слаженности и завершённости рассматриваемого явления. Пропорциональность скульптур древнегреческих богов, кружевность и гармония форм в произведениях стиля барокко, уравновешенность и монументальность эпохи возрождения и многие другие примеры , которые не оставляют зрителя равнодушным. Все эти примеры обладают свойством завершенности, гармонии частей и целого; и во все времена вызывали у человека восхищение. То же можно сказать о удачных технологических схемах и о логически верных и проверенных научных теориях и разработках. В заключении этого раздела можно сказать что любое творение, лишенное гармоничности и логики может быть нам непонятно с точки зрения науки и в то же время может привлекать внимание таким вопросом: «я не могу сейчас разгадать это, может потому что я не готов к этому?» или «я не понимаю этого». Примером такого творения является “теория суперструн”, эту теорию понимают лишь несколько человек на нашей планете. То же можно сказать и об абстрактном искусстве: если некоторые люди его не понимают, то это не их вина.
Как выяснилось и хаос является строго упорядоченной гармоничной структурой – этот факт был доказан теорией фракталов, открытой Бенуа Мандельбротом в 1975 году с выходом в 1977 году его книги «Фрактальная геометрия природы»
Итак, сформулирую основную мысль этого раздела: красота и гармония спасёт мир, а нестандартные и непонятные нам явления делают наше существование более интересным и живым, и даёт пищу для творческих поисков.



Симбиоз

Фантазия есть основной двигатель чего-либо в нашем мире, без фантазии не может появиться ни одно творение. Та субстанция, которую люди называют богом является очень творческой с широким воображением (довольно трудно охарактеризовать ту материю, которая нас создала, человеческим языком). Вряд ли мы и наше окружение могло возникнуть посредством случайного соединения атомов и молекул. Итак, красоту науке даёт наша фантазия, ведь человека изначально по его природе тянет к прекрасному (но самое интересное в том что чувство прекрасного у разных людей разное) и благодаря этой особенности психологии человека наука всегда будет идти бок о бок с искусством. Итак, я подготовил вас к изложению содержания следующего абзаца.
В настоящее время искусство не может существовать без новых научных разработок , так как они являются «сырьевой базой» как в прямом смысле, так и в смысле источников новых образов и переживаний. То же можно сказать об науке, которая черпает много идей из художественных произведений. Примеров этого взаимодействия довольно много: например гравюры знаменитого математика А. Т. Фоменко, который попытался изобразить наглядно основные понятия и объекты современной геометрии и топологии. Это очень интересные работы, они показывают то что люди, обладающие научными знаниями и талантом художника видят намного больше чем обычные люди. Вот примеры работ этого интересного учёного и художника:


А. Т. Фоменко Геоморфизм сферы
А.Т.Фоменко. «Геоморфизм сферы».

На картине «Геоморфизм сферы» изображён процесс выворачивания сферы на изнанку. Эта задача неразрешима в привычном нам трехмерном пространстве, но при повышении размерности пространства эта задача вполне разрешима, но представить это довольно сложно. Как видно представить этот процесс без помощи изобразительного искусства довольно сложно.


А.Т.Фоменко. «Удар».

В гравюре «Удар» А. Т. Фоменко изобразил схему деятельности геодезиста для двумерной сферы с ручками, составляющего матрицу инценденций двумерного многообразия, на котором она находится. В представленных работах видно заметное влияние развития современной науки. На работы Фоменко большое влияние оказала топология – «резиновая геометрия», и математика. Эта молодая наука представляет собой новый раздел абстрактной математики и применяется сейчас в теории термодинамикотопологическом анализе многокомпонентных смесей в основном органическом синтезе Далее я обращусь к творчеству швейцарского художника создающего картины в стиле биомеханика.

Гигер Гигер

а) Г.Р Гигер. SFX - Museum 1981. б) Г.Р.Гигер. Период 1.


В работах Г. Гигера ощущается заметное влияние современной технологической науки: прикладной биологии и кибернетики.

Можно приводить много подобных примеров, взять живопись эпохи соцреализма, но в рамках этого доклада не будем в это углубляться.

Очень выразителен пример взаимного влияния между наукой и искусством в искусстве кинематографа. Возьмём, например, трилогию «Матрица» братьев Анри и Лари Ваховских. Этот фильм показывает один из вариантов развития нашей цивилизации с увеличением роли компьютерных технологий, и моделирует возможное развитие нашей цивилизации, когда машины одержат верх над человечеством. Такая тема раскрывается во многих современных творениях мирового кинематографа. В последнее время наблюдается такая тенденция: если раньше наука больше брала модели для претворения в жизнь из области искусства, то на сегодняшний день большинство произведений современного искусства рождаются на основе впечатлений об устройстве нашего мира, изменённого различными наукоёмкими нововведениями. Возможно, это связано с тем что современная наука достигла больших успехов, а следовательно с увеличением образованности основной части современного общества.



Новые технологии

В этом я приведу краткий перечень примеров применения достижений современной науки в современном искусстве.
С появлением новых вспомогательных средств для выражения своих мыслей и идей, художники всё чаще используют компьютерную графику. Сегодня существует целое направление компьютерной живописи. Ни один дизайнер сегодня не делает ни одного проекта, не используя информационные технологии.
Множество Мальденброта
Множество Мандельброта — классический образец фрактала

Теория Фрактальной геометрии Бенуа Мандельброта дала большой рывок развитию компьютерных технологий, позволивших эффектно визуализировать различные природные и фантастические структуры, что сегодня широко применяется в видеоарте и других медиа проектах современного искусства

Большое значение для развития искусства имеют новые материалы, структуры и свойства которых помогают художникам создавать интересные произведения. Большое распространение получили синтетические искусства. Например: синтез фотографии компьютерной графики и живописи.

П. Ляхов триптих: «Plastic (Настроение)» 2003 г.

В произведении Павла Ляхова «Plastic (Настроение)» 2003 г. использовано отсканированное изображение, обработанное на ЭВМ, после чего распечатано и доработанно воско-масляной пастэлью.


Готфрид Хельнвайн. «Песня заместителей» 1986-1983 г.

В работе австрийского художника Готфрида Хельнвайна использованы фотография и смешанная техника. Обратите внимание, как гармонично сочетается масляная живопись с фотоизображением. Современная живопись сегодня сочетается с фотографией, хотя в недавнем прошлом эти два вида изобразительного искусства были конкурентами. Сегодня проходит много полемики на тему смерти живописи как медиа. Да безусловно, сейчас много технических средств для реализации того или иного художественного проекта, и живопись в руках современного художника стала одним из инструментов, который в умелых руках, в сочетании с другими современными медиа, такими как видеоарт, трехмерные объекты и инсталляции и другие, позволяет добиться высочайших результатов и прекрасных и сильных художественных проектов. Еще одно направление в искусстве, которое построено в буквальном смысле на технологическом процессе это поп-аргт Энди Уорхола (1960-е годы). Произведения выходили буквально с конвейера.
Энди Уорхол МОНРО
Э. Уорхол. Мэрилин, 1964 (на голубом фоне)

Это одна из многих копий портрета Мэрилин Монро, написанных Эндрю Уорхолом.

Сегодня музыкальное искусство, искусство перформанса, театральное искусство и кино, и другие области немыслимы без применения новых технологий и научных разработок.



Заключение
В этом докладе я не стал более полно охватывать достижения современного искусства и науки, так как это потребовало бы больше времени, которое в рамках, данного произведения довольно ограничено, но в заключении хотел бы сказать, что наука и искусство всегда шли бок о бок, отражая и материализуя наши фантазии и потребности. Так или иначе будущее искусства и вообще человеческой культуры зависело и будет зависеть от состояния науки, которая держится на людях, воспитанных на тех или иных культурных ценностях неразрывно связанных с мировыми достижениями в сфере искусства.



Литература

Печатные издания
Л. Шефер «В поисках божественной реальности» — М. «АНДА» 2000.
А.Т. Фоменко «Наглядная геометрия и топология. Математические образы в реальном мире.» — М. Издательство московского университета. 1992.
Р. Уоллэйз. «Мир Леонардо» — М. Терра 1997.
С. Райт. «Ренессанс. Шедевры мирового искусства и архитектуры.» — Белфакс, Буларусия. 1997.
« Готфрид Хеленвайн» каталог государственного Русского музея в Санкт-Петербурге и музея Лудвига в Русском музее. Graficart s. n. c. , Formia, — Италия. 1997.
А. Мигдал. «О красоте науки» —М. Наука и жизнь № 3. 1973.
Мандельброт Б. «Фрактальная геометрия природы» — М.: «Институт компьютерных исследований», 2002.



Сетевые ресурсы:
http: // www.helnwein.com
http: // www.hrgiger.com
http://www.pavel-lyakhov.ru/
https://ru.wikipedia.org
http: // www.warhol.org

Павел Ляхов, 2003

Переведено веб-формат 18.09.2014

В РАЗДЕЛ "КНИГИ / СТАТЬИ"





 

 

 
Яндекс.Метрика