|
«Выставок не будет!»
«Выставок не будет!»
С октября 2014 года стартует новый проект Павла Ляхова «Выставок не будет!», в котором художник полностью отказывается от офлайн проектов в пользу презентации своего искусства по средствам интернет коммуникаций.
Время диктует свои правила, сегодня мы предпочитаем онлайн проекты. Ускоряющийся темп жизни, большое количество выставок и мероприятий делает невозможным присутствие на том или ином событии. Социальные сети, дающие каждому человеку возможность высказаться, сделали революцию в мире информации. Сегодня в сетях можно найти фото и видео отчеты с выставок и перформансов, которые в итоге заменяют собой сами события. Интернет и социальные сети смели территориальные границы, позволив удалённым зрителям присутствовать на событиях, независимо от времени и места их нахождения. Современные интернет коммуникации, позволяют вести диалог с художниками, институциями и зрителем в онлайн режиме. Экономический кризис 2014 года также указал на преимущества онлайн проектов перед «живыми» мероприятиями по понятным причинам, в том числе финансового характера.
В силу своей доступности количество онлайн-проектов в сфере современного искусства растет в геометрической прогрессии.
Архаичный вопрос об обмене энергиями в процессе взаимодействия с произведениями искусства в галерее также может быть актуальным, но, учитывая статистические данные, около 80 процентов возможных посетителей выставки в силу тех или иных причин, в конечном итоге становятся онлайн-посетителями фото отчетов в интернете, минуя стадию присутствия на реальном событии…
В 2011 г на выставке 55/3 (Москва, Центр дизайна ARTPLAY, 26 - 27 марта 2011 г.) в объекте «"Х" в кубе» Павел Ляхов обратил внимание на проблему самоизоляции человека посредствам ухода в мир Интернет-сетей, где художника волновала замена живого общения виртуальным, где с одной стороны есть огромное преимущество - Интернет стирает границы и дает человеку свободу высказываний, оборотная сторона– мы становимся все более виртуальными, живое общение сводится к минимуму, человек ограничивает себя шестью плоскостями стен, превращаясь в кубический брикет, окутанный бесконечным числом каналов связи.
В рамках физического выставочного пространства, вопрос необходимости присутствия на выставке недавно был поднят на московской Арт-площадке «Периметр» (Галерея Электрозавод, 26 апреля - 5 мая 2013 г.), где состоялась групповая выставка «Минимальное отдаление». Художники П. Гришин, Л. Ларионов, Е. Мартыненко, В. Потапов, А. Cолдатов, Н. Тимофеева, Д. Филиппов, О. Фролов сделали попытку найти границу, где сталкивается ожидаемое с фактом, реальное с виртуальным, вещь со своим образом. Сам проект расслоился на части, одна из них — закрытое пространство, представляющее собой стоящую посреди зала призму, внутри которой заключены произведения искусства; и другая – сам зал, наполненный зрителями, рассматривающих на дисплеях гаджетов экспозицию выставки. Посмотреть произведения можно только пройдя по ссылке на страницу социальной сети, где выложена документация. Факт недоступности реального контакта поставил разумный вопрос — зачем вообще было приходить, если то же самое можно увидеть на фотоотчете в интернете? Выставка подняла актуальный вопрос нашего времени. Посетитель, превозмогая нежелание выйти в реальный мир, прибывает на место события, и понимает, что здесь его никто и не ждет – все уже в виртуальном мире, и только там...
Первыми художниками, в истории современного искусства, использующими сетевые технологии для передачи своих высказываний были мэйл-артисты (mail art). Родоначальником мэйл-арта принято считать американца Рэя Джонсона (Ray Johnson, 1927-1995), который начал свою работу в середине 50-х годов. Связь со зрителями происходила при помощи почты, этот вид взаимодействия значительно расширил аудиторию художников по сравнению с традиционными выставками в галереях.
Бельгийский художник Ги Блейс (Guy Bleus/42.292, род. 23.10.1950), вел в свое время поиски альтернативы почтовой системе, экспериментируя со способами пересылки сообщений, в 1989 году вместе с Шарлем Франсуа (Charles François), впервые применил компьютер, подключенный к модему для художественной коммуникации. Это событие можно считать началом использования сети интернет для коммуникации в сфере искусства
В недавней истории, 1 февраля 2011 года, при международном сотрудничестве с 17 музеями мирового значения компанией Google был запущен крупнейший музейный онлайн проект - Google Art Project (https://www.google.com/culturalinstitute/project/art-project) – это проект признан помочь людям с любой точки планеты, не выходя из дома, побывать в знаменитых музеях изобразительного искусства Нью-Йорка, Парижа, Берлина, Лондона, Праги, Амстердама, Москвы, Санкт-Петербурга и др. и. По отзывам критиков, виртуальный музей от Google позволил перейти на «качественно новый уровень сохранения и передачи культурного наследия будущим поколениям».
Таким образом, виртуализация музеев и галерей является вполне закономерным процессом, развивающимся благодаря интеграции и глобализации искусства и развитию информационных технологий
С октября 2014 года стартует новый проект Павла Ляхова «Выставок не будет!», в котором художник полностью отказывается от офлайн проектов в пользу презентации искусства по средствам интернет коммуникаций.
|
|